Единый государственный экзамен: психологическая подготовка
Психологически период завершения обучения в школе
представляет особую трудность для учеников еще и потому, что это время первого
взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой
жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому
результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.
Для того
чтобы лучше понять, что представляет собой ЕГЭ с психологической точки зрения,
сравним его с традиционным экзаменом.
Процедура прохождения Единого государственного
экзамена — деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и
предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций.
Можно выделить некоторые наиболее значимые
психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи Единого
государственного экзамена:
высокая мобильность,
переключаемость;
высокий уровень организации деятельности;
высокая и устойчивая
работоспособность;
высокий уровень концентрации
внимания, произвольности;
четкость и структурированность
мышления, комбинаторность;
Государственная итоговая аттестация: психологическая подготовка
В
настоящее время экзамены в школе сдают не только старшеклассники, но и
подростки и даже младшие школьники. С каждым годом значимость этих экзаменов, в
том числе и субъективная, становится все выше. Умению сдавать экзамены, как ни
странно, никто специально не учит - ни психологи, ни психотерапевты. Вместе с
тем, соответствующие психотехнические навыки очень полезны: они не только
повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести
себя во время экзамена, но и вообще, способствуют развитию навыков мыслительной
работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными
эмоциями и т. п. Формирование подобных психотехнических навыков будет полезно
абсолютно всем школьникам старших классов.